Реклама


Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Отзыв старшего преподавателя кафедры философии Российского университета дружбы народов А.Султанова на содержание психологических практик клуба “Синтон”

Тема урока, проведенного в школе № 1, скорее всего, заимствована из книги Н.Козлова с заманчивым названием “Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности” (М., 1996 г.), в которой есть “Сказка о смысле и цене жизни”, заканчивающаяся описанием игры “Подводная лодка”, сокращенный вариант которой и предложила Л. Е. Стародубцева своим ученикам.

Козлов руководит “Клубом практической психологии “Синтон”, в котором состоит несколько сотен человек в возрасте от 18 до 35 лет. Данное обстоятельство важно само по себе. Во-первых, игры такого типа проводятся с членами клуба, которые в некотором роде знают, на что идут, ибо прежде им долго втолковывается довольно своеобразное учение о смысле жизни. Во-вторых, участвуют в этих играх не дети школьного возраста. Только этого достаточно, чтобы увидеть, насколько безответственно поступила школьная учительница. Однако существо дела гораздо серьезнее, ибо, по Козлову, проблема смысла - это удел рабов и слуг, поточу что смыслу нужно служить. А также как он и ему подобные служить не обязаны, они живут счастливо и без смысла, я без служения. Вот такой софизм, предлагается читателям. Надо сказать, что софистика вообще является стилем и методом Козлова. Он так же, как и древнегреческие софисты, эклектичен и для утверждения своей значимости точно так же стремится обставить себя бездной прикрытий, тем самым став как бы неуязвимым ни для какой критики. В отличие от школьного урока в клубе по окончании игры на вопрос о том, как бы он поступил в этой ситуации вынужден отвечать автор. И здесь звучит то, о чем вряд ли не знала Л. Е. Стародубцева, но о чем она, видимо, умолчала при проведении урока. “Жизнь - это Сильный. Христианство за Слабого - и поэтому против Жизни... Христианство провозгласило жертвенность - и предало Сильного” (стр. 91). В этой теме Козлов, конечно же, прибегает к помощи Ницше, но развивает он ее несколько иначе. “Вот в лесу, например, нет христианства, и поэтому в лесу инвалид либо погибает, либо, если он в своем инвалидстве не задеревенел, перестает ныть и начинает выживать. И побеждать (там же). Козлов настаивает, что выжить должны сильные, и акцентирует - “сильные в первую очередь душой и духом”. Но кто такие эти сильные духом? Ответ на этот вопрос необыкновенно прост - такие, как он сам. Он понимает уязвимость идеи самовозвеличивания и мессионизма и поэтому старается обезопасить себя и с этой стороны, заявляя буквально следующее: “Я не просветленный. Я лучше - я живой” (стр. 366). Он всех любит и всем рад, все приемлет и даже искренне уважает религию, но предпочитает заботиться о человечестве своими собственными методами. Однако, в конечном счете, забота о человечестве ничем не выше игры в фантики, лишь бы было весело. Здесь очень кстати вспомнить школьному учителю замысел Великого инквизитора, гениально провиденный Достоевским.

Нужно заметать, что в книге Козлова достаточно и других “психологических тренингов”. Например, есть там игра под названием: “Сумасшедшее занятие, или Девушки заказывают ребят...”, в которую играют молодые люди, до уже по-настоящему. Сначала все идет приблизительно так же, как и в “подводной лодке”: пишутся записки, в которых “девушки” указывают выбранных парней, каждый из которых обещает, что какая бы девушка его не выбрала, даже если их будет несколько, “подарить ей красивый вечер и ночь”. А потом это происходит фактически.

Чтобы серьезней понять суть психологической практики Козлова, следует обратить внимание на тираду из другой его книги: “Да, до какого-то срока я тоже верил, что угрызения, Совести и переживание Вины есть неотъемлемое качество каждого духовно пробужденного человека. Эти мучители истово терзали мою душу, отмечая ударом каждое мое падение и царапая сердце за каждый мелкий промах. Спастись от них было невозможно, ибо чем человек порядочнее, тем больнее кусает (“угрызает”) его Совесть и терзает Вина. Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность” (Н. Козлов. “Как относиться к себе и людям”, М., 1994, стр. 89). К этому нужно добавить лишь то, что Козлов предлагает любить прежде всего себя самого, а также то, что он часто употребляет слово “любовь” в том смысле, в каком оно подается в порнографических изданиях. И опять приходится заметить, что данная оценка нисколько не задевает автора, потому что “порнография” и другие слова из этого ряда придуманы для запугивания слабонервных, а он не из таких.

Итак, первый вывод, который необходимо сделать, заканчивая тему, состоит в том, что совершенно недопустимо переносить в обычные средние школы так называемые психологические игры, разрабатываемые в клубе “Синтон” для закрепления весьма сомнительных идей в сознании членов данного клуба.

Второй вывод касается смысловой энергии самих игр, устраиваемых в клубе “Синтон”. Он заключается в том, что структура и цели этих игр определяются антихристианскими и остро антиправославными установками руководителя данного клуба, который программирует сознание членов клуба таким образом, чтобы они были готовы обречь на смерть слабых. Причем делается это в контексте демагогических рассуждений о превосходстве природной жизни, в которой сильный побеждает слабого не из ненависти, а по естественному порядку вещей. Иначе говоря, ему ничего не стоит истолковать человеческую жизнь зоологически. И все это подается под видом заботы о человеке и человечестве.

Таким образом, если предположить, что Л. Е. Стародубцева на самом деле не знает о деятельности Козлова и его клуба, то, как опытный педагог, она обязана была продумать существо предлагаемой детям игры и остеречься ставить их перед проблемой жизни и смерти в игровой и одновременно вызывающе жестокой форме.

Приказом Министерства образования РФ № 47 от 5.02.96г. и Приказом Минздрава №245 от 13.06.96 г. запрещено применять психологические методики в учебном процессе без лицензии Минздрава РФ.

Преподаватель кафедры философии

Российского университета дружбы народов

А.Султанов

 

Hosted by uCoz