Реклама

Религиозная безопасность России


назад



Лихачев А.Е. «Евангелие от Марка Хьюза» или языческий бог Гербалайфа.

 

Все чаще встречаются на улицах Российских городов

люди с бросающимися в глаза белыми круглыми значками, люди, все чем-то похожие друг на друга. Когда я первый раз встретил одного из них, когда столкнулся с нагло-американским «Если хочешь похудеть, спроси меня как?» и еще чем-то вроде, «Если не знаешь, зачем жить, послушай меня», я почему-то вздрогнул от неприятного чувства. Такие слова подсознательно ощущают­ся как вызов: вызов нашему пониманию скромности и добра, вызов нашим ценностям жизни.

Немного пообщавшись с этими людьми, я понял, чем же они похожи: это люди с заданием, и каждый встречный для них - объект, еще одна возможность выполнить свою миссию. Дело превыше всего. Что же это за дело?

Обращаюсь в метро к молодому человеку со значком, лет 20, едущему со мною в вагоне: «Простите, Вы не могли бы пояснить целей Вашей деятельности?» В ответ я услышал нечто, опять мучительно напомнившее мне американский рекламный ролик в его самом гротескном виде: десятки похвальных слов взахлеб, о новой оригинальной системе маркетинга, о величайшем благодетеле человечества Марке Хьюзе, о разработанном им спасительном средстве от всех болезней и от уныния...

Для успеха в волчьем мире делового бизнеса нужно всего два условия: максимум доверия фирме плюс количество желающих вложить средства. В наше тяжелое время, время утраты прежних идеалов, время разочарований, страхов и проблем, поиска опоры - люди становятся особенно доверчивы­ми, точнее, менее критичными, менее уверенными в своих суждениях. И вот яркое, уверенное провозглашение собственной ценности, претензия на внимание приковывают взоры и надежды людей к себе. А вдруг поможет?

Система маркетинга, используемая фирмой «Herbalife», действительно, может показаться оригинальной: привычные средства рекламы, даже при­вычные формы сбыта продукции здесь не используются. Однако это не результат бедности фирмы или презрения к рекламе, нет, просто здесь выбран самый действенный способ распространения какой-либо идеи, способ личного свидетельства. Сотрудники Гербалайфа привлекают новых клиентов через личное собеседование и приглашения на специальные мероприятия фирмы. Только таким преданным сотрудником очень скоро становится чуть не каждый из пользующихся ее продукцией. В чем здесь секрет?

Оригинально разработанная методика психического воздействия... И даже не подкопаешься: клиент воздействует сам на себя. Дело в том, что цена на чудо тибетской медицины не по обычным карманам, первый взнос около 100-140 долларов. У человека не может не возникнуть горячего же­лания убедиться в том, что его не дурачат, что эти с трудом добытые деньги он не выкинул на ветер. Такие люди собираются вместе, чтобы утвердить друг друга в вере в действенность дорогого средства. Один из моих друзей для интереса принял приглашение на такое собрание: свою веру там под­крепляли рассказами о чудесах. Учитывается и другое «собственное» жела­ние клиента: оправдать свою затрату и с материальной стороны. Дело в том, что за каждого привлеченного заказчика продукта он получает часть денег обратно, наконец, он начинает просто хорошо зарабатывать на пропаганде того средства, в действенности которого он сам хочет увериться и, действи­тельно, очень скоро уверяется.

Как специалист, по религиозной психологии, с удивлением обнаруживаю многочисленные параллели методики распространения гербалайфа.... с распространением христианства, в I и II веках. Внешнее сходство, при радикально противоположной сущности. Там, в древности, удивительная весть о Боге, пришедшем в мир, здесь сногсшибательная информация о «тибетском» чуде; там ученики, обходящие мир с Евангелием и пропо­ведью покаяния, здесь армия преданных маркетеров с белыми значками; там стремление апостолов сорадоваться с новообращенными общей верой, здесь горение сердца о сотнях долларов за каждого «завербованного»; там богослужения для укрепления веры, здесь собрания для доказательства «действенности» средства...

Итак, есть своя вера (в целительное средство), свой спаситель (Марк Хьюз, его изобретатель), свои проповедники, особая внутренняя сила, подвигающая на проповедь (об этом уже мы сказали выше), даже свои служе­ния и своя иерархия. Да, перед нами факт появления новой секты, только не религиозной, а чисто языческой, то есть преследующей земные цели. Так, например, в Древней Греции молились Дионису, чтобы лучше рос виноград.

Поэтому выявленное сходство форм существует чисто внешне, при кардинальнейшем внутреннем различии: в христианстве человеку, сознающе­му кратковременность своего земного бытия, давался высочайший смысл жизни и путь к его реализации, здесь же, как в самом примитив­ном язычестве, хотя человеку предлагается идея спасения, но уже в его чисто земном, узкопрактическом плане: как похудеть, как избавиться от головной боли или как повысить жизненный тонус. Как это соблазнитель­но для нас, разуверившихся в «высоких материях».Только забываем всегда, что мы люди, и собачье счастье нас не устроит.

К аналогичном выводу о том, что психические изменения у сотрудников компании «Herbalife» носят религиозный характер, пришли специалисты из православного центра по борьбе с сектантством имени святого Иринея Лионского. Проследив за методами работы фирмы, способами привлече­ния людей, возникающими психическими изменениями, они квалифици­ровали ее как примитивную секту языческого типа. Мне рассказывали о таких случаях, когда даже верующие люди, попав в эту организацию, теряли интерес к своим прежнем занятиям, ко храму, становясь добровольными рабами гербалайфа. Итак, участие в деятельности фирмы создает «новую духовность», так как «затягивает» всего человека, требует участия всех его внутренних сил.

Кстати говоря, методы завлечения людей в организацию отчасти тоже напоминают сектантские. Как и секты, так и «Herbalife» могут не открывать своего истинного лица при первом контакте, а завлекать людей посторон­ними интересами. Например, как свидетельствуют в статье газеты «Моск­ва-Перово» девушки Янковская Лена и Ткач Лилия, они попались на некое «приглашение на работу в свободное время». Они были приглашены на собрание, на котором подверглись мощному нажиму рекламы и хорошо организованной наглядной агитации, в виде целого ряда концертных но­меров, восхваляющих компанию. Опыт контактов с фирмой был для деву­шек печален, они сожалеют не столько об утраченных средствах, сколько о многих часах напрасно потраченного времени.

Вернемся к тому, с чего начались наши размышления, к разговору с юношей в метро. В момент нашего разговора он словно не принадлежал себе, он весь был в охватившем его восторге, он был готов принести свою жизнь к стопам идеи. Когда я поставил его в тупик своими вопросами, он озадаченно покивал головой и добавил: «Но все же средство прекрасное, согласитесь...» Вот в этом и позвольте усомниться.

Можно было бы добродушно посмеяться над странными «проповедниками», да и только, если бы не одно но. Дело не только в долларах, даже не в потерянных силах и времени, о чем разочарованно писали девушки, хотя и это важно. Дело в том, что это - вера, но только вера ложная, которая захватывает душу и опустошает ее. Человек может быстро опра­виться от простуды, но получить осложнение на всю жизнь. Здесь же опас­ности подвергается самое святое в нас, то, что дает силы жить - надежда на человеческое счастье.

 

Hosted by uCoz