UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Отчет от 9 марта 1994 г. врачей-психиатров, членов Независимой психиатрической ассоциации, кандидата медицинских наук Гушанского Эммануила Львовича и кандидата медицинских наук Вроно Елены Моисеевны об освидетельствовании учащихся СЭШИ 28 февраля 1994 г. и участии в экспертной работе по получению Комиссии по правам человека при Президенте Российский Федерации

Из 9 обследованных у двух детей было констатировано очевидное интеллектуальное снижение органического генезиса с нерезко выраженными аффективными расстройствами.

Во всех остальных случаях обнаружены черты интеллектуальной ограниченности. В массовой школе обследованных детей отличали низкая успеваемость, черты повышенной сензитивности, пассивность; дети терпели обиды, являлись предметом издевок товарищей; неудачи в школе у многих (в основном, мальчиков) служили причиной отказа от занятий, снижение интереса к учебе.

Среди обследованных детей не было лиц с такой формой девиации поведения, при которой дети были бы лидерами; их реакции протеста выражались в уходе от психотравмирующей ситуации или конфликтах, связанных не с агрессией, а с защитой своих интересов.

Все обследованные дети испытывают радость от пребывания в интернате, общения, обучения и участия в культурной программе. При этом никто из них не проявляет каких-либо специальных интересов, отличающих их от сверстников, не испытывает личной привязанности к кому-либо из них; каждый дружит не с кем-нибудь одним, избранным, а со всеми вместе.

Осмотренные дети не отличаются высоким уровнем притязаний. Из 9 детей 7 хотят остаться в интернате после окончания учебы сначала в качестве “воспитателей”, а затем педагогами, получив при этом заочное высшее образование, находясь в интернате. Дети не тоскуют по дому и не стремятся возвратиться домой. У многих из них (6 из 9) изредка возникают состояния душевного дискомфорта то в форме беспокойства, то в виде тревожности, неудовлетворенности собой, усталости, невнимательности. Все эти состояния снимаются электрорефлексотерапией, которую дети называют “слоением”. Эта процедура всегда заканчивается расслаблением, сном, а затем душевным комфортом.

Все дети пассивны, лишены творческой инициативы, полностью, удовлетворены своим положением.

Помимо невысокого интеллектуального уровня и несколько сниженной спонтанной активности (инициативности), детей отличает низкий эстетический уровень, недостаточная способность к эмфатии неспособность осмыслить эмоциональный и нравственный смысл изучаемой ими художественной литературы. Не смотря на то, что все обследованные дети читали произведения Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Фонвизина, они не помнят ни одного стихотворения наизусть, от них ускользает смысл произведения, суть заложенного в нем конфликта (на примере повестей Белкина и др.).

Всех детей отличает восторженное отношение к В.Д.Столбуну и его поучениям: при упоминании о нем лица детей становятся (…).

Культурная программа школы (хор, занятия в театре, танцы) пользуется большой популярностью у детей и служит не столько их эстетическому воспитанию, сколько психотерапевтическим методом для психической рекреации, изживания конфликтов и т.д.

Учебный процесс, длящийся целый день (подъем в 7 час., отбой 22 час. 30 млн.) служит также не только целям обучения, но и является средством организации детей, способствует их дисциплинированности и единообразию поведения. Вообще, пребывание в школе, прежде всего, является способом психологического, психотерапевтического электрорефлекторного воздействия на детей с целью организации коммуны с принципами общественного воспитания, общественного обучения, общественного контроля за поведением; приоритетом общего над индивидуальным, бездумным подчинением харизматическому лидеру, которым в данном случае является создатель коммуны В.Д. Столбун, но в других условиях и при других обстоятельствах может быть и другой, гораздо более опасный идейный вождь.

Какими методами достигается за фантастически короткий срок (со слов детей и В.П. Стрельцовой - 2-3 недели) эффект упорядочения поведения и личностной унификации?

Это:

Отбор детей, целью которого является отчисление потенциальных лидеров, нарушителей дисциплины, детей, склонных к реакциям протеста, проявляющих активный интерес к сексуальным вoпpocaм. При этом интеллектуальной ограниченности различной этиологии отдается предпочтение.

Мощное воздействие коллектива с непрерывным пребыванием ребенка на глазах у окружающих с использованием его тяги к групповым стереотипам, снятием имевших место конфликтов из-за неравномерности знаний, стереотипов поведения, разобщенности, внутрисемейных дисгармоний.

Воздействие на психику детей рефлекторным способом путем электростимуляции околоанальных точек и области промежности. Такой стимуляции (дети ее называют “слоением”) подвергают всех детей, у которых возникают проблемы, связанные с астенией, недовольством успехами в учебном процессе, различной глубины аффективными, тревожными и невротическими состояниями. Иногда рефлексотерапия указанных областей назначается врачом, исполняющим обязанности медицинского психолога Стрельцовой В.П. для лечения установленных ею временных психических расстройств (она не имеет права диагностировать психические заболевания и лечить их).Чаще она не назначает электрорефлексотерапию для “улучшения познавательной деятельности”, в некоторых же случаях (двое из обследованных нами) такая терапия проводится без назначения. Проводят терапию и назначают ее, со слов детей, все педагоги и психологи. Сеанс носит групповой характер. После сеанса дети засыпают (с их слов, наступает “приятное расслабление” и сон, длящийся от 30 мин. до 2-х часов).Дети идут на эту процедуру охотно; первоначально ни у них, ни у их родителей согласие на нее никто не получает. В связи с тем, что процедура вызывает у детей душевный комфорт, они стремятся ее повторить. Это в какой-то степени напоминает самораздражение “центров удовольствияпо Олдзу.

В.П. Стрельцова не дала каких-либо внятных объяснений медицинских (в том числе и психиатрических) показаний для проведения электрорефлексотерапи. Кроме того, она дала комиссии ложные сведения о локализации рефлекторных воздействий (копчик и пятка вместо внутренней поверхности ягодичных складок и промежности) и о том, что такую терапию проводит только она.

Электростимуляция означенных мест проводится группе однополых детей одновременно, что создает у них впечатление общественной и неизбежной необходимости “слоения”. Занятия искусством, которые носят обязательный характер, имеют психотерапевтическое назначение и служат целям сублимации возможных конфликтов и психологических трудностей.

Все описанные методы психотерапевтического и рефлекторного воздействия на детей вызывают у них пассивную подчиняемость, чувство удовлетворенности, выравнивание личностных особенностей.

Такое воздействие на психику детей является нарушением их прав и законных интересов, изложенных в Конвенции ООН 1989 г. о правах ребенка в следующих ее статьях:

ст.16 в той части, где речь идет о том, что ребенок не может быть объектом посягательств на его честь и репутацию (рефлексотерапия эрогенных зон без осознанного согласия ребенка и его законных представителей).

ст.19 ч. 1, гарантирующая защиту ребенка от всех форм физического или психологического насилия.

ст. 29 п. “а” и “д” гарантирующая права ребенка на развитие личности, талантов, физических и умственных способностей в их самом полном объеме и подготовке ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

Медицинские мероприятия, проводящиеся с детьми СЭШИ вопреки их информированному согласие к согласию их законных представителен, являются противоправными и входят в противоречие со следующими пунктами Закона Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании:

ст.10 ч. 3 в части, запрещающей применение лечения в интересах других лиц (в данном случае, из установок руководителей школы-интерната, связанных с воспитанием и улучшением познавательной деятельности детей).

ст.11 ч.2 и ч.3 о предоставлении законным представителям несовершеннолетнего подробной информации о предлагаемом лечении, возможном эффекте и ожидаемых результатах.

ст.19 ч, 1 о том, что право на врачебною деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации.

Полагаем, что детское учреждение, в принципиальных основах деятельности которого лежат нарушения законов, не имеет права на существование.

9 марта 1994 г.

Вице-президент Независимой психиатрической ассоциации

кандидат медицинских наук

Э.Л. Гушанский

Член Независимой психиатрической ассоциации

кандидат медицинских наук

Е.М. Вроно

 

Hosted by uCoz