Реклама

[/c
[/center]enter]

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Ярхо В. За души людские. Обзор работы семинара “Мир религиозного сектантства. Проблемы преодоления”, проходившего в рамках IX Рождественских чтений.

Исповедовать свои согрешения и значит благодарить Бога. Подлинно, ничто так не приятно Богу, как если кто считает себя великим грешником. Это есть начало всякого любомудрия: смиренный и сокрушенный никогда не будет ни тщеславиться, ни гневаться, ни завидовать ближнему – словом, не будет питать в себе ни одной страсти.

Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ

На семинар, посвященный проблемам сектантства, собираются, как правило, люди, хорошо друг друга знающие, занимающиеся этими вопросами уже не первый год, и потому работа семинара началась без долгих предисловий. Традиционно председательствовавший архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн обратился к собравшимся с кратким напутственным словом, в котором отметил, что за последнее время значительно повысилась культура дискуссии по этим вопросам, снизился накал страстей, столь часто ранее мешавший. Последовавшие выступления лишь подтвердили справедливость слов владыки: разговор на семинаре шел деловой, споры были конструктивны, а взаимоотношения между участниками дискуссии – корректны. Все это можно охарактеризовать понятием “работа профессионалов”.

Да иначе и быть не могло, поскольку круг вопросов, рассматриваемых на семинаре, требовал уже не эмоций, а знаний, и сами эти вопросы возникли в практической миссионерской работе в различных епархиях, подчас в условиях жесткого противостояния тем или иным тоталитарным сектам и религиозным группам, осуществляющим сегодня религиозную экспансию на пространствах России. Видимо, именно опасность и глубина проникновения, а главное, та легкость, с которой это проникновение тоталитарных сект осуществляется, подвигла собравшихся к разговору о правовых проблемах и возможности с помощью закона противостоять проповедникам наиболее опасных сект. Было предложено внести в протокол предложение о необходимости сформировать межконфессиональный государственный комитет, который регулировал бы вопросы исполнения законов в отношении деструктивных сект и тоталитарных культов, нетрадиционных религиозных течений. Выступавшие в защиту этого проекта в качестве главного аргумента приводили опыт противостояния традиционных религий и сект в местах лишения свободы, где противоречия эти обострены до крайности.

В сущности, там, за высокими стенами и колючей проволокой, развернулась настоящая война за души наших соотечественников. Пребывающие там попали в тюрьмы разными путями. Среди закоренелых злодеев есть немало людей, попавших туда случайно. Поддавшись бесовскому наваждению, которое им кажется сиюминутной вспышкой гнева, глупости, жадности и прочего, они совершили проступки, за которые обречены годы и годы своей жизни провести в ужасных условиях нашей системы исполнения наказания. Многие из них больны и духовно и физически, страдания, ими переносимые, заставляют часто переосмыслить прожитое, и все это вызывает интерес к вере. Здесь очень важно уловить этот интерес, поддержать его, развить, направить в нужное русло... И тут к ним приходит другая беда! На этот призыв для духовного окормления слетаются все те же силы, что и привели их за решетку. Только на сей раз они выряжены в одежды проповедников спасения их душ! Начинается новый этап погубления, обучение ереси! Кто только не действует нынче в тюрьмах и колониях России! По словам выступавших, каждый визит православного священника в зону обнаруживает, что до него тут уже побывали и “Армия спасения”, и “Свидетели Иеговы”, и “Адвентисты седьмого дня”, и другие прочие. Кроме того, многие члены деструктивных сект, особенно сатанистского толка, осужденные за совершения уголовных преступлений – ритуальные убийства, торговлю наркотиками и оружием, растление малолетних, завладение чужим имуществом, шантаж и вымогательство, рассматривают свое пребывание в неволе как некое служение, “необходимость пострадать за веру”, а заодно набрать “авторитета” в глазах членов секты, пребывающих на свободе. Пользуясь обстоятельствами, они продолжают свою “работу”, вербуя в среде заключенных новых адептов. По словам выступавших, а по этому вопросу высказывались и юристы, и священники, непосредственно работающие с заключенными, вся эта деятельность сопровождается активнейшей благотворительностью, как легальной, так и нелегальной. Легальная, проводимая через официальные источники, открывает для сектантов ворота тюрем и колоний руками начальства, получающего, при скудном государственном финансировании, дополнительные деньги, оборудование, лекарства и продукты, взамен позволяя распространять религиозную литературу жертвователей среди заключенных, встречаться с ними для бесед и проповедей. Нелегальная поддержка своих адептов членами различных маргинальных сект позволяет тайным вербовщикам-проповедникам занимать определенное положение в обществе заключенных и потому придает их проповеди дополнительный авторитет.

Выступавшие юристы в своих речах возлагали большие надежды и упования на предполагаемый ими комитет, и некоторые из священников их поддержали. Но вот слово взяла В.А. Рычкова, председатель Комитета защиты семьи и личности, выразившая сомнение по поводу действенности такого межконфессионального комитета, в который тут же пожелают войти равноправными членами те же баптисты, адвентисты и целый ряд других религиозных движений, считающих себя “традиционными” в России. Госпожу Рычкову с места поддержали еще несколько ораторов, занимающихся миссионерской деятельностью в провинции. Выступавшие, приехавшие на семинар из Уфы, с Урала, из сибирских городов, говорили о том, что уповать на чиновников любых комитетов – дело малонадежное. Они рассказали о том, как уже предпринимались подобные попытки создания подобных органов на местах, и выходило так, как оратор и предполагал: в подобный орган немедленно проникали “представители традиционных конфессий”, относящиеся к самым настоящим деструктивным сектам, и блокировали любые шаги, направленные к ограничению деятельности сект. Что и неудивительно! Поскольку и у “традиционных” сектантов, и у новоиспеченных “церквей” на территории России враг один – “ужасное”, “фантастическое”, “консервативное”, “косное”, “устарелое”, “реакционное”, вообще “неправильное”, “несовременное” Православие!

В своем выступлении директор Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин перевел правовую дискуссию в новую плоскость – юридическое противостояние представителей православных организаций и отдельных граждан с сектами или их представителями. Много было сказано горьких слов о разобщенности православных, неумении, собравшись воедино, достигать результата, нежелании поддержать своих братьев и сестер, вступивших на путь борьбы с засильем сект. Вот и складывается парадоксальная ситуация: у себя дома православные вроде как в гостях! На судебный процесс, возбужденный группой лиц, считавших, что их семьи пострадали от действий секты “Свидетели Иеговы”, прибыли около сотни членов этой секты в качестве “группы поддержки”, защищали интересы секты несколько известных, “вхожих в высокие кабинеты” юристов. Со стороны же православных были лишь те самые пять (!) пожилых истиц и юрист. И такой расклад сил не исключение, а правило. Нет, оказывается, серьезных профессионалов-адвокатов, владеющих тематикой противосектантского законодательства, разбирающихся в подобных вопросах и стоящих при этом на позициях защиты интересов Православия. Нет их потому, что эти вопросы чрезвычайно сложны, требуют серьезнейшей проработки и вместе с тем не могут принести ощутимых доходов, сравнимых с теми, что нынче имеют юристы, занимающиеся уголовными или экономическими делами. Да к тому же человек, равнодушный к религии, не очень-то и желает ввязываться в подобную борьбу против сект, опасаясь быть увенчанным погибельным для репутации клеймом “инквизитора”, пособника “реакционных фанатиков и попов”.

В своем выступлении И.В. Понкин коснулся также и пассивности общей массы верующих, приведя в качестве обратного примера случай, произошедший в небольшом городке в США, куда приехал человек, называвший себя колдуном и открывший в городе магазин по продаже амулетов, снадобий, талисманов и пособий по магии и чародейству. Через два дня активисты местной христианской общины пришли к хозяину того помещения, которое арендовал под свою лавочку колдун, и попросили своего земляка отказать приезжему в аренде. Не смея идти против мнения общины, владелец помещения в тот же день потребовал от арендатора, чтобы тот убирался, и вернул ему деньги, взятые за аренду вперед. После этого чародей обошел множество мест в городе, но везде его ждал отказ. Тогда он стал требовать у властей города объяснения, упирая на свои конституционные права, дающие ему возможность свободного исповедания. На это ему ответили: “Мы не препятствуем тебе в вере, – верь во что хочешь! Но торговать ты в нашем городе не будешь, потому что это наш город!”

Оратор, к сожалению, не учел одной печальной особенности нынешней ситуации в России, при которой такой замечательный пример невозможно повторить, а именно: вряд ли сейчас сыщется хоть один город на всем нашем огромном пространстве, в котором христианская община пользовалась бы таким большим влиянием, чтобы требовать отказа в аренде или просто сказать: “Так будет потому, что это наш город”.

С любопытным докладом выступила кандидат исторических наук, преподаватель Российского Православного университета Т.Н. Кузнецова, прочитавшая доклад о бесценном опыте и вполне успешных приемах миссионерской и противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в дореволюционной России, когда отношение власти к вопросам религии после принятия в апреле 1905 года либерального закона, дозволившего многое из прежде запрещенного, стало в лучшем случае равнодушным. И это, по мнению Т.Н. Кузнецовой, во многом делает нынешнюю ситуацию в России схожей с тогдашней, а стало быть, и прежний успешный опыт стоит использовать и сегодня.

Весьма любопытным было выступление тележурналиста Александра Егорцева, настоящего профессионала православной тележурналистики. Учитывая, что опыт противостояния сектантам у Александра имелся еще со времен его учебы в МГУ, превратившегося ныне, к сожалению, в питомник для развития самых разных групп и сект, то и в вопросе сектоведения выступавшего можно считать человеком весьма сведущим. Это выступление вселило в собравшихся определенный оптимизм. Как оказалось, годы борьбы и разъяснений, труды многих известных и неизвестных миссионеров, ученых не пропали даром, и постепенно из рук сектантов уплыло их некогда мощное оружие: поддержка средств массовой информации. Теперь СМИ для большинства сектантов – один из главных врагов! Если раньше сектанты человека с блокнотом и телекамерой всячески привечали, то теперь, по словам оратора, от него стараются скрыться, не допустить во внутренний мир секты. Поскольку вместо ожидаемой рекламы с экранов телевидения и со страниц газет раздаются призывы быть осторожнее в общении с сектами, все чаще появляются правдивые передачи, разрушающие все дела сектантов по построению “в дикой России” собственного благополучия. Да и сами СМИ уже в значительной степени “поумнели”, осознав, что поддержка той или иной секты рано или поздно обернется скандалом, а стало быть, потерей доверия к телекомпании или изданию, падению тиражей или рейтинга, доходов от продаж и размещения рекламы. В качестве примера была приведена попытка кришнаитов “протолкнуть” на одном из центральных каналов передачу о себе, рисующую их в самых привлекательных красках. Для них это было совершенно необходимо после грандиозного конфуза – человек, называвший себя кришнаитом, ритуально убил православного священника. Кришнаиты тогда заявили, что они не считают этого человека единоверцем, что это он сам себя таковым называет. Съемочная группа программы “Русский дом”, в составе которой был и А. Егорцев, посетила убийцу в тюрьме, и журналисты беседовали с ним. По словам А. Егорцева, этот человек отлично ориентировался в религиозных воззрениях кришнаитов, утверждал, что разделяет их, хорошо разбирался в вопросах вероисповедания данного религиозного течения, уверенно дискутировал, используя доводы из арсеналов кришнаитов. Если формально он и не принадлежал к “Обществу сознания Кришны”, то фактически по своим воззрениям был таковым. После этой передачи кришнаиты надолго затаились и в качестве контрмер пытались организовать ту самую передачу, пустив в ход в качестве основного инструмента предложение внушительной суммы денег. Но, к чести телекомпании, она отвергла предложение. Кроме того, в этом выступлении прозвучали тревога и недоумение по поводу отсутствия в телевизионном эфире собственного православного телевизионного канала и студии по производству православных телепередач. Ведь телевидение – это мощнейшее средство обращения к широким слоям населения с миссионерской проповедью, а одной из ипостасей такого канала могла бы стать антисектантская пропаганда и оперативное предупреждение возможных действий сектантов. Отрадно, что именно “Воскресная школа” совсем недавно опубликовала материал на эту же тему, целиком совпадающий с мнением такого профессионала, каковым, без сомнения, является Александр Егорцев.

В ходе работы семинара состоялось отрадное событие: сотрудники Отдела катехизации Свято-Данилова монастыря представили новинку в миссионерской работе – специализированный сайт в Интернете, посвященный такой опасной и стремительно растущей в России и во всем мире секте, как “Свидетели Иеговы”. Теперь любому миссионеру, столкнувшемуся с этой сектой, можно будет получить исчерпывающую информацию о ней по электронному адресу: www.synergia.itn.ru/iegova или позвонив по телефону (095) 955-67-88.

Сопредседатель семинара, известный миссионер и руководитель Центра по реабилитации жертв нетрадиционных религий имени Хомякова священник Олег Стеняев в своем докладе рассказал о том, как сложно, нередко в индивидуальном порядке, приходится работать с теми, кто решил порвать с сектами и вернуться в лоно Православия. Таковых за время работы Центра насчитывается уже более тысячи человек. И это не просто число, это тысяча судеб, тысяча человеческих историй, тысяча битв за людские души, увенчавшихся победой! Рассказал отец Олег и о том, как приходится идти за этими душами на собрания различных сект и “церквей”, в сложных диспутах посрамляя лжепророков и учителей ереси. Однажды в Белгородской епархии группа священников пришла на годовое собрание “Свидетелей Иеговы”. Все священники были одеты “по чину”, а отец Олег был в штатском и держался от них отдельно. Когда священники попросили разрешения задать иеговистскому проповеднику несколько вопросов, тот осадил их, сказав, что, мол, и другие тут имеются, которые интересуются, и указал... на отца Олега, тоже поднявшего руку. Видимо, новичок богатырского роста в джинсах и свитере показался ему простаком, способным задать несложный вопрос. Тут-то отец Олег и спросил... В результате возник диспут, по ходу которого иеговист-проповедник сбежал из зала, бросив свою паству! А вокруг православных священников все собирались и собирались спрашивающие. Иногда после подобных диспутов удается увести из секты несколько десятков человек, с которыми потом предстоит еще много работы, поскольку уйти откуда-то еще не означает прийти туда, куда хотелось бы. Центр не оставляет своих “крестников” и после того, как они пройдут чин присоединения к Православной Церкви, стараясь направить их в какой-нибудь приход к священнику, с которым уже заранее договорено о духовном окормлении присоединившихся, а кое-кого приходится даже и прятать в дальних монастырях от преследования и мести сектантов.

Подлинным сюрпризом на семинаре стало выступление представителей старообрядчества, в особенности поповского толка. Блестящие ораторские способности, отменный русский язык, простота изложения и полное владение темой приковали внимание к выступавшему – редактору старообрядческого журнала “Церковь”. И хотя некоторые из приведенных рассказов о старообрядцах вызвали “ухмылку в бороду” у многих православных священников-миссионеров, однако с одним из тезисов, прозвучавших из уст оратора, нельзя не согласиться: несмотря на века противостояния, существующие различия, по крови мы братья, а наше исповедание веры очень близкое, поэтому и спор наш, спор братский, не должен перерасти в драку. Поскольку велика опасность того, что, покуда братья будут биться друг с другом, придут народы, по словам оратора, “с лицами, как у каменной бабы в степи, с ними спорить будет не о чем. Потому что они не будут знать, о чем идет речь”. Исторических аналогий к этому тезису, что и говорить, хватает с избытком! К сожалению, время этого интереснейшего семинара истекло быстро, как всегда его не хватило для того, чтобы высказались все желающие. Также мало его было и для общения в кулуарах, поскольку часть участников семинара, командированных в Москву из далеких краев, спешили попасть и на другие семинары, чтобы полнее охватить палитру чтений. Поэтому не лишним будет пожелать устроителям семинара к следующим Рождественским чтениям отвести для подобной важной темы целый рабочий день.

Валерий ЯРХО

Hosted by uCoz