UCOZ Реклама

Религиозная безопасность России




Заявление Общественного комитета по правам человека №10 от 19 апреля 2004 г. в Генеральную прокуратуру РФ

 

ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”» (150040, г. Ярославль, ул. Победы, д.22) на протяжении уже нескольких лет выпускает табачную продукцию с изображением на упаковке сигаретной пачки православной символики (изображение храма). В частности – пачка сигарет с фильтром «Золотое Кольцо» (ГОСТ 3935-81 класс первый), на которой помещено изображение фрагмента верхней части православного храма.

Табакокурение всегда считалось и считается православными верующими как порок, порочная привычка. Обращения верующих к руководству ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”» с просьбой изменить оформление упаковочных пачек выпускаемой продукции (сигарет) были проигнорированы руководством ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”».

Согласно статьи 2 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.), рекламой является «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация…, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим… товарам,… способствовать реализации товаров».

Оформление пачки сигарет несет в себе вполне определенный смысл, представляя собой своего рода рекламу. В этом смысле, оформление упаковки для сигарет имеет гораздо большее значение, чем, к примеру, упаковка хлебобулочного изделия или телевизора. Сигареты покупатель выбирает не только по известной ему марке, но, зачастую, и ориентируясь на оформление пачки. То есть оформление пачки сигарет призвано формировать и поддерживать интерес к данной марке сигарет и способствовать их реализации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.):  «Неэтичной является реклама, которая: содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных… сравнений, образов в отношении… религиозных… и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит… религиозные символы; порочит… какую-либо деятельность, профессию… Неэтичная реклама не допускается».

Использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий, с точки зрения православных верующих, унижает их человеческое достоинство и является оскорбительным. Подавляющее большинство православных храмов в Российской Федерации являются объектами искусства, составляющими национальное или мировое культурное достояние, многие храмы являются религиозными символами России, с точки зрения и в мировосприятии православных людей.

Учитывая отношение Православия к пороку табакокурения, можно сделать вывод о том, что использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий в восприятии православных граждан является употреблением оскорбительных сравнений, образов в отношении их религиозных убеждений и порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, порочит религиозные символы, следовательно, нарушает права и законные интересы тех граждан Российской Федерации, которые выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Таким образом в анализируемой ситуации налицо факт неэтичной рекламы.

Более жестким аналогом такой ситуации можно обозначить гипотетическую ситуацию с использование изображений мусульманских мечетей для рекламирования свинины или алкоголя. Возможно, приведенный для аналога пример является в данном случае некоторым утрированием, но это выглядит утрированием только в сознании секулярного человека, не вдающегося в тонкости национально-культурной и религиозной идентичности граждан. В действительности, факт помещения изображения православного храма на пачке сигарет столь же оскорбителен для православных верующих, сколь оскорбительна  и унизительна для верующих мусульман гипотетическая ситуация с использованием изображений мусульманских мечетей для рекламирования свинины или алкоголя.

В вопросе же оценки того факта, оскорбляет или нет религиозные чувства православных верующих использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий, следует ориентироваться на мнение православных верующих.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.), факт помещения изображения православного храма на пачке сигарет несет в себе признаки недобросовестной рекламы. Причем доводы православных граждан не могут быть перевешены цитированием статей из «Московского комсомольца», приписывающего Церкви то, что к Церкви, в целом, отношения никакого не имеет.

Учитывая тот факт, что православный храм для многих русских и представителей иных народов есть место, связанное с самыми сокровенными душевными и духовными помыслами и эмоциями, что вид православного храма несет в себе для психо-эмоционального восприятия православного человека ощущение спокойствия и надежды, использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий может быть квалифицировано и как скрытая реклама, оказывающая не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие (статья 10 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ).

Таким образом, использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий неправомерно, противоречит правовым нормам статей 6, 8 и 10 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

К сожалению, в последнее время такие случаи, когда осуществляется неэтичная и недобросовестная реклама, унижающая человеческое достоинство по признаку отношения к религии, оскорбляющая религиозные чувства верующих, стали частыми. Известен возмутительный факт выпуска в г. Дзержинске Нижегородской области пельменей «Татарских», в том числе с использованием мяса, запрещенного в исламской традиции.

Прошу Вас пресечь длящиеся правонарушения руководством ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”» и руководством фирмы, выпускающей пельмени «Татарские» в г. Дзержинске Нижегородской области.

 

С уважением!

 

Председатель Правления

Т. А. Квитковская

Hosted by uCoz