Реклама

Религиозная безопасность России




Обращение Общественного комитета по правам человека №11 от 19 апреля 2004 г. к Президенту РФ В.В.Путину

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

К сожалению, вся борьба с экстремизмом, в том числе религиозным, в нашей стране свел

ась к выискиванию экстремистов среди верующих традиционных для России религий. Экстремистская деятельность сект «Центр обществ сознания Кришны в России», «Свидетели Иеговы», «Брахма Кумарис всемирный духовный университет» и т.п. остаются совершенно вне интересов и поля зрения правоохранительных органов. Тем более, государство совершенно не занимается пресечением провокационных действий, направленных на провоцирование верующих на какие-то жесткие ответные поступки, являющиеся последней возможностью сделать, чтобы их услышали, услышали о том, что им причиняются нестерпимые страдания прямыми и намеренными оскорблениями религиозных чувств.

Органы прокуратуры сегодня, к сожалению, приняли установку, что экстремистами могут быть только русские-православные, а также мусульмане. Такая позиция – сама по себе есть экстремизм, пропаганда неполноценности граждан по признаку отношения к религии и национальности (православных и мусульман, русских и татар, и т.д.) и пропаганда исключительности по признаку отношения к религии – когда заявляется, что не может быть экстремистской по определению секта кришнаитов или секта «Брахма Кумарис», распространяющие материалы экстремистского характера и направленные на возбуждение религиозной вражды, когда абсолютизируется и возводится в ранг права желание маргиналов устраивать ксенофобские и возбуждающие религиозную вражду выставки (Москва, 2003 г.; Санкт-Петербург, 2004 г.).

Совершенно незачем доводить людей до такого состояния, когда они вынуждены пресекать своими силами хулиганские действия организаторов ксенофобской выставки в Сахаровском центре или угрозами предотвращать выпуск оскорбительного для мусульман произведения Салмана Рушди.

ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”» (150040, г. Ярославль, ул. Победы, д.22) на протяжении уже нескольких лет выпускает табачную продукцию с изображением на упаковке сигаретной пачки православной символики (изображение храма). В частности – пачка сигарет с фильтром «Золотое Кольцо» (ГОСТ 3935-81 класс первый), на которой помещено изображение фрагмента верхней части православного храма.

Табакокурение всегда считалось и считается православными верующими как порок, порочная привычка. Обращения верующих к руководству ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”» с просьбой изменить оформление упаковочных пачек выпускаемой продукции (сигарет) были проигнорированы руководством ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”».

Согласно статьи 2 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.), рекламой является «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация…, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим… товарам,… способствовать реализации товаров».

Оформление пачки сигарет несет в себе вполне определенный смысл, представляя собой своего рода рекламу. В этом смысле, оформление упаковки для сигарет имеет гораздо большее значение, чем, к примеру, упаковка хлебобулочного изделия или телевизора. Сигареты покупатель выбирает не только по известной ему марке, но, зачастую, и ориентируясь на оформление пачки. То есть оформление пачки сигарет призвано формировать и поддерживать интерес к данной марке сигарет и способствовать их реализации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.):  «Неэтичной является реклама, которая: содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных… сравнений, образов в отношении… религиозных… и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит… религиозные символы; порочит… какую-либо деятельность, профессию… Неэтичная реклама не допускается».

Использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий, с точки зрения православных верующих, унижает их человеческое достоинство и является оскорбительным. Подавляющее большинство православных храмов в Российской Федерации являются объектами искусства, составляющими национальное или мировое культурное достояние, многие храмы являются религиозными символами России, с точки зрения и в мировосприятии православных людей.

Учитывая отношение Православия к пороку табакокурения, можно сделать вывод о том, что использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий в восприятии православных граждан является употреблением оскорбительных сравнений, образов в отношении их религиозных убеждений и порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, порочит религиозные символы, следовательно, нарушает права и законные интересы тех граждан Российской Федерации, которые выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Таким образом в анализируемой ситуации налицо факт неэтичной рекламы.

Более жестким аналогом такой ситуации можно обозначить гипотетическую ситуацию с использование изображений мусульманских мечетей для рекламирования свинины или алкоголя. Возможно, приведенный для аналога пример является в данном случае некоторым утрированием, но это выглядит утрированием только в сознании секулярного человека, не вдающегося в тонкости национально-культурной и религиозной идентичности граждан. В действительности, факт помещения изображения православного храма на пачке сигарет столь же оскорбителен для православных верующих, сколь оскорбительна  и унизительна для верующих мусульман гипотетическая ситуация с использованием изображений мусульманских мечетей для рекламирования свинины или алкоголя.

В вопросе же оценки того факта, оскорбляет или нет религиозные чувства православных верующих использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий, следует ориентироваться на мнение православных верующих.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ (с изм. от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.), факт помещения изображения православного храма на пачке сигарет несет в себе признаки недобросовестной рекламы. Причем доводы православных граждан не могут быть перевешены цитированием статей из «Московского комсомольца», приписывающего Церкви то, что к Церкви, в целом, отношения никакого не имеет.

Учитывая тот факт, что православный храм для многих русских и представителей иных народов есть место, связанное с самыми сокровенными душевными и духовными помыслами и эмоциями, что вид православного храма несет в себе для психо-эмоционального восприятия православного человека ощущение спокойствия и надежды, использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий может быть квалифицировано и как скрытая реклама, оказывающая не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие (статья 10 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ).

Таким образом, использование изображений православных храмов для рекламы табачных изделий неправомерно, противоречит правовым нормам статей 6, 8 и 10 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ.

К сожалению, в последнее время такие случаи, когда осуществляется неэтичная и недобросовестная реклама, унижающая человеческое достоинство по признаку отношения к религии, оскорбляющая религиозные чувства верующих, стали частыми. Известен возмутительный (уже не гипотетический) факт выпуска в г. Дзержинске Нижегородской области пельменей «Татарских», в том числе с использованием мяса, запрещенного в исламской традиции.

Прошу Вас дать поручения пресечь длящиеся правонарушения руководством ЗАО «Ярославская табачная фабрика “Балканская звезда”» и руководством фирмы, выпускающей пельмени «Татарские» в г.Дзержинске Нижегородской области, а также внести соответствующие изменения в российское законодательство о рекламе, более конкретно и жестко запрещающие подобного рода действия.

Также прошу Вас заменить чиновников, отвечающих за отношения между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации (А.Е. Себенцов, В.В. Алифанов и пр.) и проваливших порученное им дело. На протяжении многих лет нормальной и обдуманной политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями в нашей стране нет. Отсюда и описанные выше эксцессы.

С уважением!

 

Председатель Правления

Т. А. Квитковская

Hosted by uCoz