Реклама

Религиозная безопасность России




 

Заявление Российского объединенного союза христиан веры евангельской от 24 августа 2003 г. по выставке «Осторожно, религия!»

Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской считает необходимым открыто заявить о своей безусловной поддержке решения Замоскворецкого суда Москвы, признавшего незаконным возбуждение уголовного дела в отношении группы граждан, пресекших ксенофобскую выставку «Осторожно, религия!».

Более того, мы считаем, что организаторы и участники этой экстремистской выставки должны быть привлечены к ответственности, так как считаем их действия отвратительными и недопустимыми в правовом демократическом государстве. Никто не вправе глумиться над религиозными чувствами и человеческим достоинством людей! В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому любые попытки оправдать возможность возбуждения религиозной вражды посредством оскорбления религиозных чувств верующих и глумления над религиозными святынями свободой творчества и выражения убеждений – лживы и опасны для демократии.

Организованная и проведенная с 14 по 18 января 2003 г. в музее Общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» выставка «Осторожно, религия!» (организаторы - директор общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» Ю. Самодуров, кураторы Н. Золян и А. Зулумян) представляла собой, по нашему мнению, преднамеренную экстремистскую акцию, направленную на возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств и человеческого достоинства верующих христиан и пропаганду их неполноценности по признаку отношения к религии.

Эта ксенофобская выставка, носившая провокационный характер и направленная на унижение верующих христиан России, глумление над их религиозными чувствами и человеческим достоинством, представляла собой звено развязанной в последние годы ксенофобской кампании травли христианства и христианских религиозных организаций. Однако, как Л.А.Пономарев и те, кого он смог вовлечь в орбиту своей войны с учебником А.В.Бородиной «Основы православной культуры», не в состоянии понять, что содержательно их нападки адресованы не Русской Православной Церкви, а всему христианству вообще (в том числе протестантам и католикам), самим основам христианского вероучения, точно так же организаторы и участники экстремистской выставки «Осторожно, религия!» в музее Общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» в силу своего крайне низкого культурного и нравственного уровня, видимо, просто не в состоянии понять, что, реализуя чей-то заказ на информационную травлю Русской Православной Церкви (что очевидно) и издевательское глумление над чувствами и человеческим достоинством православных верующих, они подвергают вместе с тем издевательским оскорблениям религиозные чувства и человеческое достоинство верующих протестантов и католиков, глумятся над всем Хрис

тианством. Даже если бы эта выставка была направлена только против православия, Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской не смог бы промолчать, потому что мы понимаем, что действия эти вызваны религиозной ненавистью и нетерпимостью к христианству, а такое не может остаться без общественной оценки в цивилизованном обществе, где выражение права человека – это не пустой звук.

Представленные на выставке «Осторожно, религия!» экспонаты апеллируют к многочисленным христианским символам, изображают в издевательском аспекте христианские святыни, сознательно используют их изображения для надругательства. В частности, это надругательство выражается в следующих оскорбительных для религиозных чувств верующих действиях: то, что является высоким и святым для верующих христиан, выставляется в плане непристойного, низкого и греховного; со священными для верующих предметами культа совершаются непристойные действия, манипуляции, которые воспринимаются верующими христианами как глумление и поругание.

К предметам поклонения христиан всех конфессий относится изображение креста, и именно крест использован по многих экспонатах выставки – использован таким образом, чтобы сделать больно верующим христианам, надругаться над ними. Так, экспонат Е.Елагиной «Иксисос» представлял собой конструкцию, в стилизованном виде напоминающую изображение Креста, располагающегося в каждом христианском храме. Это особый объект поклонения для верующих, имеющий для них глубокий религиозный смысл. Е.Елагина заклеивает Крест фотографиями плакатов по правилам техники безопасности: «Инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам работы - предупреждает несчастные случаи», «Остерегайтесь ранения рук. Пользуйтесь правильными приемами при шинковке», «Разборка и мойка машинных частей производится только при полном отключении электропривода», «Остерегайтесь ожога», «Рабочее место содержите в чистоте. Пол должен быть сухим», «При работе на механической мясорубке пользуйтесь только деревянным пестиком», «Берегитесь ожога кипящими жирами», «Соблюдайте правила по технике безопасности при работе на режущих машинах», «Берегитесь ожога паром. Открывайте крышку котла только на себя». Этот прием должен создать у зрителя ощущение абсурда, унизить в его восприятии главный христианский символ, сочетать его восприятие в сознании зрителя с понятием опасности (несчастный случай, ранение, ожоги, повреждение электротоком и т.п.). Е.Елагина усилила разрушительный эффект своего экспоната, развесив на Кресте цепочку из имитаций сосисок и назвав свой экспонат – «Иксисос». Данный экспонат воспринимается как унижающая, агрессивно антихристианская пародия на Иисуса Христа – вместо тела Иисуса Христа на кресте – мясо (сосиски). Чтение слова «сосиски» наоборот дает пародию на греческое слово «аксиос» - что значит «достойный», которое используется христианами для выражения уважения священства. Иисус Христос и священнослужители христианских конфессий уподобляются мясным сосискам. Сама Е. Елагина объясняла: «Используя в «ИКСИСОСЕ» профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы, выполнено старославянской вязью, следовательно, активно призывает зрителя воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако на самом деле «тайный» смысл этого названия обескураживающе вульгарен: это просто…СОСИСКИ». Характерно, что Е. Елагина сама указывает на обращенность своей работы именно к христианскому религиозному контексту, к сакральным (священным) для христиан образам и предметам. С особым цинизмом она признается и в «вульгарности», которую она «заложила» в свою работу. Экспонат Е. Елагиной «Иксисос» является предметом, изображением, предназначенным для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, формирования отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок в отношении лиц, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к христианству, а также в значительной степени в отношении всех других лиц, уважительно относящихся к образу Иисуса Христа (мусульман, нерелигиозных людей, уважительно относящихся к Иисусу Христу).

Такие экспонаты, во множестве представленные на выставке «Осторожно, религия!», издевательски пародирующие определенные предметы религиозного культового назначения христиан, преследуют и другую цель: сформировать у зрителя негативные эмоциональные ассоциации, которые будут препятствовать ему относиться к этим объектам в соответствии с тем смыслом и назначением, которые они несут в религиозной жизни, в христианской культуре. Человек, посетивший выставку «Осторожно, религия!» и потом даже обратившийся к вере или просто пришедший в христианский храм, будет по ассоциации воспринимать Крест как место для наклейки плакатов по технике безопасности, а не место религиозного почитания Иисуса Христа. В этой связи очевидна цель таких изображений – пропагандистская борьба с христианством и христианскими религиозными объединениями (Русской Православной Церковью, протестантскими, католическими, старообрядческими религиозными организациями), с гражданами России христианского вероисповедания с использованием подсознательных психологических механизмов восприятия человека, формирование отрицательных эмоциональных установок в отношении христианской религии, христианских конфессий и их последователей на подсознательном уровне.

Ксенофобский экспонат А. Зулумяна «10 заветов» представлял собой композицию, под которой были размещены подписи: «Объект поклонения последователей секты иконанистов» и «Святой Аааа-ма---хуу-яяяя». Данный экспонат и подписи содержали глумление над религиозным пониманием Закона (Завета). Автор выражал мысль о том, что все «заветы» есть нечто такое, что может быть составлено любым человеком и не содержит в себе ничего авторитетного, священного. Любому предлагалось составить любые «заветы». Смысл экспоната был направлен на разрушение у зрителя понятия религиозного авторитета, завета как закона, в том числе морального закона. Здесь мы вынуждены выступить в защиту православных сограждан. Мы считаем недопустимым и неэтичным издевательство А. Зулумяна над религиозным почитанием в Русской Православной Церкви икон – выражение «секта иконанистов». Демонстрация данного экспоната способна вызывать у зрителя негативное отношение к православным христианам как к последователям какой-то «секты иконанистов» (в последнем слове присутствует неявная ассоциация со словом «онанисты», несущим негативный эмоциональный оттенок, наподобие ругательства). Второе выражение содержит элементы, напоминающие непристойное ругательство. В сочетание со словом «Святой» эта надпись оскорбляет религиозные чувства граждан – верующих христиан, воспринимается ими как унижение их вероисповедания и человеческого достоинства.

Демонстрировавшаяся на выставке работа Орлова и Митлянской состояла из двух частей. Одна часть представляла собой непрерывно шедший видеофильм, показывающий отрубленную, агонизирующую в крови голову рыбы. Фотографии, также изображавшие окровавленные рыбьи головы и плавники, лежащие на блюде, носили название «Last supper». Экспонат одновременно изображал пародию на «Тайную вечерю» («Последний ужин») Иисуса Христа с апостолами и выражал идею насильственного, «кровавого» уничтожения христианства. Свидетельство об этом экспонате участника выставки Магидовой: «Особого впечатления ни одна из работ, кроме, пожалуй, агонизирующей головы рыбы, демонстрировавшейся по телевизору, на меня не произвела». По свидетельству очевидцев: «На экране… была показана отрубленная агонизирующая голова рыбы. Рыба как бы плыла на вас и постепенно поворачивалась вбок. При этом было видно, что туловище у рыбы отсутствует, и она плывет в луже крови…» (свидетель Сергеев). «… Демонстрировалась, постоянно повторяясь под звуки хрипов и бульканья, отрубленная агонизирующая голова рыбы. Рыба является древним христианским символом…» (свидетель Гарбузов). Действительно, образ рыбы использовался в первые века христианства для символического обозначения Иисуса Христа (первые буквы греческого написания Иисус Христос и слово «рыба» совпадают). Символический смысл видеофильма, в этой связи и в контексте всей выставки «Осторожно, религия!» очевиден – показом агонизирующей окровавленной рыбы как известного христианам символа Иисуса Христа в антураже других антихристианских изображений шокировать, унизить, запугать последователей христианства. Христианство здесь ассоциируется с этой агонизирующей рыбой, плавающей в собственной крови, что должно вызывать у зрителя по отношению к христианству чувство отвращения, неприязни. А у последователей христианства или людей, с симпатией относящихся к христианству, такие изображения способны вызывать чувство негодования, сознание глубоко оскорбленного человеческого достоинства.

Экспонат А. Косолапова «Coca-cola, this is my blood» так же вызвал особое возмущение верующих. Слова «this is my blood», в переводе с английского языка – «Это моя кровь», являются ключевыми словами Божественной литургии – главного христианского богослужения. На экспонате  А. Косолапова «Coca-cola, this is my blood» ключевой фрагмент этого текста, имеющий религиозное культовое назначение, несущий определенный религиозный смысл, в сопровождении изображения Иисуса Христа, также несущего определенный религиозный смысл, расположен в сочетании с фирменным знаком «Coca-cola». Такое сочетание является оскорбительным и унизительным для христиан, оно фактически отождествляет «кровь Христа», почитаемую христианами в качестве святыни, с прохладительным напитком «Coca-cola», по своему цвету красно-коричневого оттенка ассоциирующимся в данном контексте с человеческой кровью. Демонстрация такого изображения причиняет христианам, а также мусульманам, почитающим Иисуса Христа как пророка Бога, глубокие моральные страдания, наносит им моральный ущерб.

Экспонат И. Вальдрон «Hello, Dolly!» с надписями на английском языке – «Агнец Долли», «Иисус Христос», «Привет, Святыня!», «Хайль, Долли, агнец Божий» воспринимается как выражающий издевательство над принятым в Христианской Церкви пониманием христианами Иисуса Христа как жертвенного агнца, принесшего себя в жертву ради спасения людей. На данном изображении путем отождествления Иисуса Христа с клонированной овцой Долли был сформирован образ, оскорбительный для христиан, поскольку такое отождествление понимается христианами как указание на «клонированность» Иисуса Христа. По следующей логике: овца Долли – клонированное, как бы не настоящее или неполноценное животное – Иисус Христос – агнец, овца – Иисус Христос есть именно овца Долли – Иисус Христос – как бы «клонированный», «не настоящий», имеется в виду, что Иисус Христос – не настоящий Мессия, как в это верят христиане.

Авторы проанализированных экспонатов и большинства других экспонатов выставки «Осторожно, религия!» активно и настойчиво пропагандируют, навязывают зрителю идею о том, что Иисус Христос не является Богом, как в это верят христиане, что его почитание как Бога неразумно и глупо, что каждый может быть помещен на место Иисуса Христа. Овца Долли может отождествляться с Иисусом Христом - «Агнцем Божьим» и т.д. Эта идея агрессивно навязывается публике под видом «диалога с религией», якобы выражения уважения к религии. Если здесь и можно говорить об уважении к религии, то это только выражение уважения к антихристианской религии.

В этом же ряду располагается экспонат А. Подосинова, где на одной из фотографий изображена сцена Тайной Вечери - последнего ужина Иисуса Христа с апостолами перед тем, как он был схвачен и распят. На фотографии вместо лика Иисуса Христа помещено зеркало с тем, чтобы каждый, рассматривающий этот экспонат, видел вместо Иисуса Христа самого себя. Идея данного экспоната та же – нет никакого уникального Христа как Мессии, как Бога. Изображение сцены Тайной вечери в каждом православном храме в иконографическом виде обычно помещается над Царскими вратами, ведущими в Алтарь и хорошо знакомо православным христианам. Содержание этой сцены является частью христианского мировоззрения, христианской культуры. Его трансформация на экспонате А.Подосинова воспринимается христианами как надругательство.

У нас есть все основания считать данную выставку чисто политической, не имеющей прямого отношения к искусству. В представленных экспонатах явно доминирует идеологическая и этическая подоплека. Эстетическая составляющая подчинена единой антихристианской направленности. Возможности искусства для участников и организаторов выставки являются лишь средством изощренного глумления над религиозными чувствами граждан, пропагандой ненависти и возбуждением религиозной вражды и розни. Выставляя предметы христианского культа и поклонения в искаженном, смешном, унизительном виде, организаторы имели своей целью пропаганду неполноценности граждан России, исповедующих христианство, унижение их человеческого достоинства. Тем самым выставка объективно должна была привести к провокации, к конфликту и противостоянию групп населения, различающихся религиозной принадлежностью.

Все экспонаты выставки «Осторожно, религия!», пострадавшие от действий возмущенных граждан 18 января 2003 г., содержали изображения, предметы или тексты,  имеющие религиозное культовое назначение, несущие определенный религиозный смысл, а также выражающие традиционные культурные и этнические ценности народов Российской Федерации. Во всех работах на выставке «Осторожно, религия!», пострадавших от действий возмущенных граждан 18 января 2003 г., данные изображения, предметы или тексты, имеющие религиозное культовое назначение, несущие определенный религиозный смысл, а также выражающие традиционные культурные и этнические ценности русского и других народов России, были представлены в искаженном виде, либо в неприемлемом, оскорбительном и унизительном для верующих сочетании с другими изображениями, предметами или текстами.

Организаторы выставки намеренно выстроили выставочный ряд экспонатов таким образом, чтобы экспонаты при их восприятии гражданами выражали изобразительными средствами оскорбительные и унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении Русской Православной Церкви и других христианских конфессий России, а также социальной группы граждан России, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к христианству. Отдельные экспонаты выставки и вся выставка в целом как публичное социальное мероприятие побуждали к негативным оценкам и действиям против христианских конфессий и христиан, как, якобы, представляющих «опасность» для российского общества, ограничивающих и подавляющих свободу и «творческие устремления». В этой связи закономерными и справедливыми, психологически адекватными и в социальном отношении правильными были действия граждан, пресекших проведение данного мероприятия путем порчи ряда наиболее провокационных и экстремистских экспонатов в условиях, когда никаким иным образом пресечь факт возбуждения религиозной вражды было невозможно, а правоохранительные органы проявили бездействие. 

Уничтожение или порча ряда экспонатов выставки спровоцированными гражданами не представляет никакой социальной опасности и не может оцениваться в понятиях материального и морального ущерба за исключением физической стоимости материалов, использованных при изготовлении экспонатов (бумаги, картона, металла и т.д.). По утверждениям самих организаторов и участников выставки, представленные на ней экспонаты не могут подлежать оценке как произведения искусства, произведения художественной культуры в соответствии с принятыми в обществе традиционными понятиями и нормами. Они не представляют никакой исторической или культурной ценности. Их условная стоимость на 18 января 2003 года может быть исчислена только стоимостью физических материалов, использованных при изготовлении экспонатов (бумаги, картона, металла и т.д.). Учитывая незначительную величину этой стоимости (не более нескольких сот рублей) и существенную общественную значимость действий граждан, прервавших экстремистскую акцию по возбуждению религиозной розни, следует признать действия этих граждан правомерными, а компенсацию материального ущерба, наступившего в результате этих действий, отнести на счет организаторов данной провокационной акции – администрации Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» и лично гражданина Ю.Самодурова.

Надругательство над христианскими святынями было организованно в центре Москвы, - столице государства, где значительная часть населения считает себя христианами. Данные действия организаторов и участников выставки, совершенные публично, направлены на то, чтобы вызывать недоверие, неприязнь, насмешку чувство отвращения и ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан, исповедующих христианство. Данные действия организаторов и участников выставки способны возбудить среди российских христиан чувство естественного недоверия и вражды к согражданам-атеистам и представителям других религиозных исповеданий, возбудить религиозную вражду.

Продемонстрированные на выставке «Осторожно, религия!» кощунственные экспонаты оскорбляли религиозные чувства христиан, унижали национальное достоинство, содержали осмеяние христианских святынь, пропаганду неполноценности граждан христианского вероисповедания по признаку их отношения к религии, а также несли в себе утверждения, что христианство – это носитель общественного зла и последствия его распространения опасны для людей. Все эти действия, имеющие прямое отношение к статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, неизбежно должны были повлечь за собой спонтанную реакцию граждан по пресечению демонстрации данной экспозиции.

Совершенно естественной является реакция людей, которым были нанесены недопустимые оскорбления. Если люди видят надругательство над символами, духовными святынями, предметами культа, своими, своих родителей и значительной части общества, то нормально, когда своими действиями они пытаются пресечь это надругательство. Большинство религиозных учений предписывают своим последователям останавливать глумление над религиозными святынями, символами и предметами культа. Остановить богохульство и, защищая святыни и предметы культа, принять на себя какие-либо страдания не только почетно и спасительно для верующего человека, но и необходимо. Напротив, равнодушие к поруганию святынь расценивается как грех. Глумление, богохульство и надругательство над святынями вызывает естественную ответную реакцию, обусловленную самой сутью религии. Остановить богохульство и пострадать за это понимается в религиозной традиции как мученичество за веру, а почитание мучеников – одно из важнейших проявлений феномена религии. Поэтому чтобы не провоцировать мученичество и сопровождающий его рост напряженности в обществе, в международном праве и законодательстве большинства стран мира закреплены нормы, запрещающие оскорбление религиозных чувств граждан и возбуждение религиозной вражды. Эти меры обусловлены этическими и моральными нормами, а также особенностью самого феномена религии. В связи с этим необходимо отметить, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ч. 6 ст. 3) запрещает умышленное оскорбление чувств граждан в связи с отношением к религии. Поскольку организаторы и участники выставки в центре им. Андрея Сахарова прямо нарушили это положение закона, то правоохранительные органы обязаны были воспрепятствовать устроению подобной провокационной выставки, предотвратив возрастание напряженности в обществе.

Действия организаторов выставки являются прямо провокационными, так как для человека, усвоившего культурные нормы, правила поведения, ценности и идеалы европейской культуры или российской культуры (являющейся частью европейской), вполне закономерна и предсказуема реакция на глумление над святынями, которые почитали его предки, почитает он сам и значительная часть общества. Провокационными являются действия, которые представляют собой кощунственное глумление и издевательство над христианскими святынями и предметами культа, оскорбляют религиозные и национальные чувства, возбуждают и разжигают религиозную вражду и рознь. Естественной реакцией верующих на подобные провокационные действия будет попытка остановить кощунство, прекратить издевательство над христианскими символами и предметами культа. Европейская культура и этика предписывает, что долгом человека, тем более христианина, является пресечение поругания святынь, кощунства, глумления, надругательства над предметом религиозного почитания. Реакция верующих, пытающихся остановить издевательство над христианскими святынями, является вполне нормальной, предопределенной общепринятыми представлениями о неприкосновенности предметов культа и почитания. Таким образом, действие устроителей композиции в музее имени Андрея Сахарова необходимо классифицировать как сознательную изощренную провокацию, публично совершенную в центре Москвы.

Проанализированные нами материалы и публикации, которые были представлены организаторами и участниками выставки до ее открытия и в которых формулировался замысел выставки, ее цель и концепция, позволяют сделать вывод о том, что изначальная концепция (замысел организаторов) и цель выставки заключались в проведении в российском обществе акции, заключающейся в публичной агрессивной пропаганде нетерпимости к религии и возбуждении вражды к гражданам, относящих себя к верующим христианам. Особенно и, прежде всего, - возбуждении нетерпимости и вражды к религиозной организации Русской Православной Церкви и гражданам Российской Федерации, выражающим свою принадлежность или предпочтительное отношение к данной религиозной организации (что не умаляет вины организаторов и участников выставки перед христианами других конфессий, так как и их религиозные чувства были глубоко и грязно оскорблены). Необходимость данной акции обосновывалась ее организаторами потребностью выразить свою «нетерпимость» Русской Православной Церкви и православным верующим за их, якобы, нетерпимость к этим «художникам» и «консерватизм» Церкви. Поскольку известно, что ни организации Русской Православной Церкви, ни какие бы то ни было иные христианские конфессии не выражали никакой нетерпимости к организаторам и участникам данной выставки до того, как они на данной выставке или ранее (акции Тер-Оганьяна, Мавроматти и др.) совершили свои противоправные действия в отношении верующих христиан, то замысел организаторов и участников выставки «Осторожно, религия!» следует квалифицировать как намеренное предумышленное проведение провокации, направленной на возбуждение в российском обществе национальной и религиозной вражды, формирование отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок в отношении верующих христиан.

В этой связи мы считаем особенно хамскими сделанное Ю.Самодуровым в газете НГ Религии (20 августа 2003 г. №14) заявление о том, что если религиозные объединения отделены от государства, то позволено любое надругательство над религиозными чувствами верующих, и обещание Ю.Самодурова провести еще несколько подобного рода выставок. Да, в российском законодательстве не предусмотрено наказание за богохульство, о чем постоянно твердит Ю.Самодуров. Но статью 282 Уголовного кодекса об уголовной ответственности за возбуждение религиозной вражды и пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения еще никто не отменял. Равно как действуют и статьи 2821 и 2822 Уголовного кодекса Российской Федерации, и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».

Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской надеется, что правоохранительные органы России наконец-то проснутся от спячки и дадут соответствующую правовую квалификацию действиям экстремистов – организаторов и участников ксенофобской выставки «Осторожно, религия!».

Председатель Российского Объединенного

Союза Христиан Веры Евангельской

епископ

Ряховский С.В.