Реклама

Религиозная безопасность России




Заявление Главы Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России, заместителя Председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана № СУ-02-1-0 от 9.02.2005 г. Федеральному судье В.П.Прощенко, Таганский районный суд города Москвы по выставке «Осторожно, религия!»

 

В условиях обострения в России проблемы безнаказанного оскорбления религиозных чувств верующих, когда ежегодно мы становимся свидетелями наглых и преднамеренных выходок отдельных безосновательно называющих себя художниками или правозащитниками граждан, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих мусульман России и наших братьев по Небесным Писаниям – христиан, на глумление над нашими и христианскими святынями и религиозными ценностями и идеалами, Центральное духовное управление мусульман России вынуждено выступить со своей оценкой ситуации вокруг выставки «Осторожно, религия!», прошедшей в период с 14.01.2003 по 18.01.2003 г. в помещениях Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова; зачинщики – группа лиц, во главе с директором Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова Ю. Самодуровым и «кураторами выставки» Н. Золян и А. Зулумяном. В этой ситуации мы не можем промолчать и не высказать поддержки нашим православным согражданам.

Наша позиция по данным вопросам заключается в следующем (по пунктам):

I. Относительно необоснованности самоименования организаторами и защитниками указанной выставки себя правозащитниками

Центральное духовное управление мусульман России заявляет, что люди, организовавшие или защищавшие агрессивную и издевательскую выставку «Осторожно, религия!», – Ю. Самодуров, Л.А. Пономарев, Е.В. Ихлов и пр. называют себя правозащитниками абсолютно необоснованно. Эти политиканы, только прикрывающиеся лозунгами защиты прав человека, по нашему глубокому убеждению, несут зло.

Некоторые из них, например Л.А. Пономарев и Е. Ихлов, ранее прославились своими ксенофобскими, пронизанными религиозной и национальной ненавистью и нетерпимостью заявлениями относительно христианства и ислама.

Так, в 2003 г. на возмущение Центрального духовного управления мусульман по поводу возбуждающих религиозную вражду действий Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова в связи с  их нападками на учебное пособие «Основы православной культуры» Е.В. Ихлов хамски прореагировал (Учебник религии поссорил правозащитников и священников // «Газета.Ru» (http://www.gazeta.ru/2003/01/13/pravoslavnyj.shtml), 14 января 2003 г.), глубоко оскорбив российских мусульман, назвав их «сторонниками средневековой ментальности против светского государства», то есть, по сути, неполноценными по признаку отношения к религии.

Не всякий, кто назовет себя правозащитником, таковым, в действительности, и является. Для российских мусульман совершенно очевидна политико-идеологическая экстремистская подоплека действий организаторов и защитников выставки «Осторожно, религия!»

 

II. Относительно характера и направленности указанной выставки

Указанная выставка, по убеждению, носила однозначно и явно издевательский и провокационно ксенофобский характер и была направлена на очередное унижение верующих христиан России.

Центральное духовное управление мусульман России считает, что необходимо объединение усилий всех здоровых сил российского общества против ксенофобов – ненавистников традиционных духовных ценностей нашей страны, то осуществляющих информационные погромы ценностей духовной культуры (и как следствие – подвергающих дискриминации граждан России), то проводящих ксенофобские «перфомансы», направленные на издевательство над человеческим достоинством и оскорбление религиозных чувств граждан России.

Мы считаем, что совершенно не имеют под собой никаких оснований утверждения о том, что:

а) якобы действия художников не могут оцениваться судебными, правоохранительными органами, так как свобода творчества неограниченна. Свобода творчества заканчивается там, где реализация этой свободы начинает ущемлять права и законные интересы иных лиц. В уголовном законодательстве как России, так и иных стран мира отсутствуют нормы, устанавливающие, что основанием для освобождения от ответственности того или иного лица, фактически совершившего действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, может служить отнесение его к художникам, «галеристам» и т.п.;

б) якобы выставка была ответом на некую клерикализацию российского общества и государства со стороны Русской православной церкви или нескольких крупнейших религиозных организаций России. Никакой клерикализации нет, это просто ксенофобский, воинствующе атеистический миф, основанный на ненависти и нетерпимости к религии вообще и христианству и исламу в частности. Кроме того, если есть претензии к конкретным персоналиям, «клерикализующим» что-то, то и критика должна была касаться этой персоналии, а не превращаться в издевательство над религиозными чувствами всех верующих определенной религии – христианства (и не только), не унижать и не оскорблять их;

в)

якобы выставка является нормой для так называемого современного искусства. Это – прямая ложь. Во многих европейских странах (например – во Франции, в Париже, в Центре Жоржа Помпиду) действуют выставки современного искусства, не имеющие ничего общего с той вакханалией, которая творилась на указанной выставке. Да, бывают разные эксцессы и за рубежом, потому что и там имеются свои ихловы-пономаревы-самодуровы-гельманы, но общество каждый раз резко пресекает ксенофобские выходки.

Если современное искусство в понимании ихловых-пономаревых-самодуровых-гельманов в России будет всегда таким, каким оно было на указанной выставке, значит, российское государство должно будет всегда пресекать такие выставки – до тех пор, пока не прекратится экстремизм под вывеской современного искусства;

г) якобы выставка была правомерна, так как художники вправе использовать сакральные символы различных религий в своих работах. Художники, действительно, вправе использовать сакральные символы в своих работах, но, подчеркнем, до тех пор и в тех формах, пока это не оскорбляет религиозные чувства верующих;

д) якобы выставка была правомерна, так как художники вправе использовать приемы десакрализации в своих работах. Художники, действительно, вправе использовать приемы десакрализации в своих работах, однако до тех пор и в тех формах, пока это не оскорбляет религиозные чувства верующих;

е) якобы выставка оскорбила чувства всего лишь маленькой группки православных «маргиналов». Это – совершенно ошибочное заявление, поскольку указанная выставка глубоко оскорбила и значительное число российских мусульман. Судя, по СМИ, указанная выставка вызвала резко негативные отклики и представителей иных религиозных организаций. В частности, главный раввин России (по версии ФЕОР) Берл Лазар категорически отверг право художников «издеваться над святынями», назвав отношение к такого рода плакатам как к произведениям искусства «прямым путем к погромам, а надругательство над православными иконами – призывом к поджогам церквей». Главный раввин России заявил, что «неправильно понятое понятие «свободы» ведет к свободе насилия», а «уважаемые правозащитники сами не представляют, какие плоды можно пожать от такой деятельности». «Я призываю радикальных защитников «хорошо подумать, прежде чем защищать подобную деятельность», – заявил Берл Лазар (Берл Лазар возмущен отзывом правозащитницы о художественной ценности антисемитских плакатов // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=23522&cf=), 25.06.2004);

ж) якобы общественный скандал был вызван простым непониманием возмущенными людьми сути и идеалов искусства, а все нужно было понимать не так. Это – лукавая отговорка, направленная на идеологическое прикрытие ксенофобии и экстремизма. Люди понимают так, как понимают. И проблемы с восприятием окружающей действительности имеются, скорее, у организаторов и некоторых участников указанной выставки;

з) якобы экспонаты не могли оскорбить религиозные чувства, так как в их основу были положена дешевая продукция – плохого качества иконы, изготовляемые промышленными тиражами методом штамповки. Это – ложный довод, так как социально и юридически значимым здесь является не то, насколько дорогой и редкий образец взят в качестве основы или материала для экспоната. Значимым является то, что на указанной выставке глумлению и издевательствам подвергались изображения православных икон, крестов, ликов Иисуса Христа.

 

III. Относительно издевательств некоторых участников выставки и, как следствие, ее организаторов, над образом пророка Исы (Иисуса Христа)

Ненависть и религиозную нетерпимость к православному христианству, издевательское глумление над почитаемым и в Исламе пророком Исой (Иисусом Христом) нельзя оправдать никакой свободой искусства и убеждений. Никто не может осуществлять свои права в ущерб правам и законным интересам иных лиц. И это конституционное требование (ч. 3 ст. 17 Конституции) прекрасно известно организаторам, участникам и защитникам выставки «Осторожно, религия!». Их вопиющее игнорирование норм российского законодательства и международных актов о правах человека свидетельствует о глубине ненависти к православному христианству.

Если бы кто-то провел аналогичную выставку, глумящуюся над религией или идеологией пономаревых-самодуровых, скандал был бы поднят на весь мир, весь телевизионный эфир был бы заполнен телешоу и интервью с рассуждениями о наступлении ксенофобии. Проявления ненависти и нетерпимости к Исламу и Христианству в России почему-то считаются нормой. Мы считаем недопустимым существование в России двойных стандартов у органов государственной власти, которые немедленно реагируют на факты оскорбления религиозных чувств представителей одних религий (например, американских сект) и совершенно игнорируют глумления над чувствами верующих других религий (Ислама, Христианства).

 

IV. Относительно действительных целей и идеологических основ указанной выставки

Анализ выступлений организаторов и участников выставки «Осторожно, религия!» однозначно свидетельствует о ксенофобской направленности этой выставки. В пресс-релизе к выставке было указано: «Выставка Осторожно, религия! – рефлексия и впечатления художников младшего и среднего поколений о религиозности, религиозных людях и религиозных институтах в сегодняшнем мире. Поскольку выставка коллективная, то разброс авторских высказываний и различия в степени их серьезности и глубины неизбежны». Из данного заявления следует, что все «художники», принимавшие участие в выставке, воспринимают свои работы как «рефлексию» о «религиозности, религиозных людях и религиозных институтах в сегодняшнем мире». Можно сделать вывод, что речь идет о рассмотрении религиозности, религиозных людей, религиозных институтов как бы со стороны. Как это выявляется из текстов, предпосланных к открытию выставки, этой «стороной» является асоциальная идеология анархизма и воинствующего атеизма, непримиримо враждебная не только религии, но и культуре в целом, а также любому социальному порядку и закону в обществе.

В связи с этим следует признать несостоятельными попытки некоторых участников выставки оправдывать свои действия тем, что они сами, якобы, являются религиозными людьми, принадлежат церкви и т.п. и, мол, поэтому, не могли испытывать желание оскорбить своими действиями православных христиан.

Вывод о том, что идеологической основой деятельности организаторов и подавляющего большинства участников выставки, на которой основывался замысел, концепция выставки «Осторожно, религия!» и сам факт ее проведения, является экстремистская асоциальная идеология анархизма и воинствующего атеизма, подтверждается во второй части пресс-релиза заявлением Н. Магидовой. Она заявляет, что выставка «Осторожно, религия!» является выставкой «актуального искусства», понимание и оценка которого не соотносится с критериями оценки, принятыми в «нормальном» искусстве:

«Наталья Магидова… 

Осторожно, религия! – выставка актуального искусства… Понимание и оценка актуального искусства не поддается критериям оценки традиционно принятых форм искусства, решающего чисто эстетические задачи. Художники, реагируя на острые темы, пользуются символами и знаками визуального бессознательного потока, принятыми в масс-медийном пространстве, как языком наиболее внятным человеку современного общества»[1].

Аналогичное заявление содержалось в «Предваряющих выставку, текстах участников проекта»:

«Оксана Саркисян (участник выставки): «… Название выставки «Осторожно, религия!» можно трактовать… как знак привлекающий внимание в контексте масс медиальном»[2].

 

V. Относительно обоснованности заявлений организаторов и участников выставки о ее экспонатах как о «произведениях искусства»

В связи с этим заявлением следует признать полностью несостоятельными попытки организаторов и участников выставки позже говорить о ее экспонатах как о «произведениях искусства», которые имеют какую-то историческую, художественную или культурную ценность или могут быть оценены как произведения искусства.

Основываясь на собственных заявлениях организаторов и участников выставки, выпущенных перед ее проведением, можно определенно утверждать, что выставка «Осторожно, религия!», а значит и все ее экспонаты, к искусству в общепринятом, традиционном понимании не относятся. Более того, указано, что выставка решает не эстетические задачи, что собственно и свойственно искусству, является его характеристическим признаком, а задачи целенаправленного воздействия на общественное сознание, что является характеристическим признаком масс-медийной продукции (газеты, телевидение и т.п.). А художественные изобразительные средства в данном случае только используются для формирования у людей этих идеологических и эмоциональных установок на бессознательном уровне («пользуются символами и знаками визуального бессознательного потока»). Поэтому, по нашему мнению, ценность представленных на выставке «Осторожно, религия!» экспонатов ничтожна и исчисляется только лишь стоимостью использованных материалов (картона, фанеры, клея и пр.).

В связи с этим, можно сформулировать фактическую цель организаторов выставки, которую они наукообразно и запутанно формулируют в материалах, изданных перед проведением акции: используя образно-художественные средства провести общественную пропагандистскую акцию, направленную против религии. Конкретно – против православного христианства, против Русской Православной Церкви как религиозной организации и против граждан, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, Русской Православной Церкви. 

 

VI. Относительно правомерности пресечения указанной выставки

Центральное духовное управление мусульман России поддерживает решение Замоскворецкого суда Москвы, признавшее незаконным возбуждение уголовного дела в отношении двоих участников разгрома выставки «Осторожно, религия!», которые, на самом деле, как это и подтвердил суд, не нарушили закон, а пресекли длящееся преступление.

Мы считаем, что православные граждане, в состоянии аффекта разгромившие ксенофобскую и провокационную выставку, совершили правильный поступок. В условиях наплевательского отношения со стороны правоохранительных органов эти граждане поступили в соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Российское законодательство не запрещает замазывать краской оскорбляющие общественную нравственность надписи и изображения, нарисованные на заборе, пусть даже и с художественным старанием.

Учитывая, что ксенофобская выставка, противозаконно проигнорированная правоохранительными органами, представляла собой набор, по большей части, безвкусицы и пошлости, дешевых поделок, намеренно изготовленных и публично выставленных с одной целью – оскорбить религиозные чувства верующих христиан, разгром выставки по нашему мнению, не нанес никакого ущерба. А наоборот – пресек длящееся преступление – экстремистские действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, на оскорбление религиозных чувств верующих. Действия граждан, прервавших акцию по возбуждению религиозной розни в Музее и общественном центре «Мир, прогресс, права человека» имени А. Сахарова, проходившую под видом выставки «актуального искусства», являются аналогичными действиям граждан, совершающим насильственные действия в целях пресечения противоправной пропаганды, распространения экстремистских взглядов, публичного возбуждения религиозной и национальной вражды (аналогичный пример – действия гражданки, пытавшейся уничтожить ксенофобский плакат «Смерть жидам!», размещенный неизвестным на обочине шоссе и т.п.).

Даже просто внимательное прочтение содержания заявлений организаторов и участников выставки, сделанных до ее начала, а также анализ заявления одного из ее участников В. Мамышева (псевдоним – Монро) уже после проведения выставки[3] позволяет сделать обоснованный вывод о том, что граждане, пресекшие выставку «Осторожно, религия!», вовсе не являются «погромщиками», как об этом говорится в заявлении для прессы, а напротив – это организаторы выставки и большинство ее участников являются провокаторами и экстремистами, которые своими «некорректными произведениями» возбуждали религиозную и национальную рознь, спровоцировали беспорядки.

 

VII. Относительно реакции российских мусульман на факт проведения указанной выставки

Ко мне лично обращались целый ряд граждан-мусульман, которые, узнав о проведении указанной выставки из СМИ и сети «Интернет», заявили, что их религиозные чувства и чувство собственного достоинства глубоко унижены и оскорблены, в силу того, что многие экспонаты выставки носили издевательскую направленность в отношении личностей или идеалов, почитаемых и в Исламе.

 

Обращаюсь к Вам с просьбой обязательно принять к сведению при рассмотрении дела выше обозначенную позицию российских мусульман.

 

С уважением

 

Глава Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России, заместитель Председателя Центрального духовного управления мусульман России,

муфтий ФАРИД САЛМАН

 

 



[1] «Осторожно, религия!». Пресс-релиз выставки. //  Официальный сайт Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова». http://www.sakharov-center.ru/exhibitionhall/hall_exhibitions_religion_reliz.htm.

[2] «Осторожно, религия!». Предваряющие выставку, тексты участников проекта. (А. Зулумян, Н. Золян, О. Саркисян, А. Альчук, М. Пожарицкая) // Официальный сайт Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова». http://www.sakharov-center.ru/exhibitionhall/hall_exhibitions_religion3.htm#zulumyan. 06.08.2003.

[3] Мамышев В. Прошу считать это заявлением в прокуратуру // Токарева Е. Слава приходит в кандалах. Засланцы // Стрингер. – 12.03.2003. – №4.

Hosted by uCoz